Я стал слишком часто замечать, что тема смерти окружена глупыми спекуляциями, недальновидным упрямством, откровенным страхом и желанием избежать ее вообще. Так что давайте не будем изучать данный вопрос с позиции «Смерть для чайников», а рассмотрим его более разумно, чтобы яснее понять важность той роли, которую играет смерть в нашей жизни… и особенно — каким образом смерть может научить нас жить.

Что касается нашего тела, то, в конечном счете, смерть настигает каждого из нас. Насколько мне известно, ни одному живому существу пока еще не удалось достичь вечной жизни. Даже если мы сумеем создать для себя новые тела и найдем способ перенести в них сознание, то это еще не гарантия, что эти тела будут жить вечно (даже если их будут часто обновлять). Мы можем задержать смерть, пусть даже на очень долгое время, но, в конечном счете, наше физическое существование в какой-то момент прекратится. Вечность — это слишком много для нас как для материальных существ. Ни одна защитная система не может дать стопроцентную гарантию результата, особенно если в роли ее противника выступает вечность.

В среднем, свыше 150 000 человек умирают на нашей планете каждый день. Это 2 человека в секунду. Более миллиона трупов в неделю. И в этом нет ничего необычного для нашей планеты. Помогает ли вам этот факт осознать масштабы разных трагедий? Если 3 000 человек исчезают за одно мгновение, это всего 2% от дневного итога… вряд ли это значимо в масштабах вселенной.

Плохая новость: вы даже не знаете, когда умрете (если, конечно, вы не читаете эту статью перед тем, как совершить самоубийство; в этом случае я лучше продолжу писать). Но я надеюсь, что в вашем ежедневнике или записной книжке нет пункта «умереть».

Итак, насколько комфортно вы себя чувствуете, зная, что этот день может стать последним в вашей жизни?

Для 150 000 людей сегодня это станет реальностью, и если вы попадете в их число, то окажетесь в многочисленной компании. Интересно, сколько из этих людей готовы к тому, что их ждет?

Что мы в действительности знаем о том, что происходит после смерти?

Вместо того, чтобы вдаваться в истории о клинической смерти и рассуждать о том, что говорят по этому вопросу различные мировые религии, давайте посмотрим на проблему под другим углом. Давайте зададим вопрос по-иному:

Что точно НЕ происходит после смерти?

Очевидно, в зависимости от образа жизни и набора убеждений, у разных людей будут разные ответы на этот вопрос, но, думаю, многие из нас согласятся с результатами некоторых довольно простых наблюдений.

Во-первых, вы ничего не можете взять с собой. Все материальные вещи остаются здесь. Когда кто-то умирает, мы видим, что его вещи остаются в физическом мире. Они не исчезают внезапно.

Во-вторых, мы знаем, что наши физические тела остаются здесь. Включая наше сердце, легкие, мозг, провокационные татуировки и прочее.

Можно также сказать, что, если материальные вещи остаются здесь, то все знания и навыки, развитые в физическом мире, становятся ненужными после смерти. Ваше знание HTML, вероятно, не найдет применения в загробной жизни, если, конечно, туда не попадают и мертвые компьютеры, например, мой старый Atari 800. Надеюсь, вы еще помните BASIC.

Если нам и удастся сохранить что-то о себе после смерти, то разумно предположить, что это будут не материальные вещи или физические тела. И большинство наших знаний также не найдут применения.

Значит, если мы и сможем взять что-то с собой, то это должно иметь нефизическую природу. И этой нефизической частью является наше сознание. Можно называть его как угодно — душа, дух и т.д. Какой именно термин вы используете, не так важно. Я буду использовать термин «сознание».

Итак, у нас есть две кажущиеся мне разумными альтернативы:

После смерти мы сохраняем часть нашего сознания, но все физические аспекты нашего существования пропадают.
После смерти мы прекращаем свое существование. Наше сознание уничтожается вместе с телом. Умер и ушел навсегда.

Жизнь после смерти

Я могу придумать много других вариантов, которые будут разновидностями этих двух. Вы можете изменить формулировку этих идей и передать их другим образом, бесконечно спорить о том, что́ собой представляет вариант 1 (например, предусловие для реинкарнации), но я думаю, что смерть сводится именно к этому: либо мы продолжаем существовать в некой нефизической форме сознания, либо нет.

Какой из этих вариантов наиболее правдоподобен?

Конечно, мы можем раскопать доказательства, которые склонят нас к той или другой стороне. Мы можем исследовать внешнюю сторону вопроса и изучить случаи клинической смерти или общения с мертвецами и т.д. Можем обратиться за советом к древним текстам, а также к другим людям (живым или мертвым). Еще мы можем заглянуть внутрь себя и попытаться найти истину интуитивно.

Я лично тщательно исследовал внутреннюю и внешнюю сторону вопроса, но это не дало мне удовлетворительного результата. Я нашел достаточно свидетельств, чтобы убедиться, что вариант 1 более правдоподобен, чем вариант 2, однако до сих пор остается ряд «белых пятен», и они заставляют меня сомневаться. С учетом того, что я знаю о разных системах убеждений и верований, я постоянно сомневаюсь касательно того, в какой степени я выдаю желаемое за действительное.

Все-таки неопределенность в вопросах смерти представляет серьезную проблему. Чтобы прожить жизнь тем путем, который я считаю разумным, я предпочел бы иметь точный ответ. Если бы я знал, что первый вариант является истинным, я стал бы жить совсем не так, если бы полагал, что истинен — второй. Их нельзя объединить, они несовместимы. Цели, которые я поставил бы перед собой, различны для каждого из вариантов.

Жизнь в состоянии неопределенности — тоже не вариант. Неопределенность конкретно в этой области дает плохой фундамент для принятия разумных решений на всю жизнь. Ничего страшного, если я не знаю, какая погода будет на следующей неделе. Но неуверенность насчет смерти делает долгосрочное планирование почти невозможным; если только я не подавлю свою сознательность, уткнусь в телевизор и начну бездумно приписывать себя к окружающему обществу, не принимая собственных решений. Подумайте об этом — если бы вы знали и были абсолютно уверены в том, что произойдет с вами после смерти, изменило бы это вашу сегодняшнюю жизнь?

Оставаться в сомнениях — не самое оптимальное решение. Лучше выбрать тот или иной путь и ошибиться, чем пребывать в сомнениях и ничего не делать. Иметь слишком много сомнений в этой области даст наихудший результат. Чтобы сознательно выбрать свой жизненный путь, необходимо четкое представление о том, куда мы направляемся. Мы кое-как можем обойтись и без этой уверенности, но тогда не сможем сказать, что живем разумно, ведь у нас не будет возможности определить, правильными или ошибочными окажутся в конечном итоге принятые нами решения.

Подобные размышления помогли мне понять, что нужно определиться, в соответствии с каким из двух вариантов я буду жить. Только тогда у меня действительно будет ясное направление и свобода для разумной жизни.

Но пересмотр всех фактов не помог мне осознанно принять ту или иную сторону. Я склонялся к варианту 1, но не был до конца уверен. По крайней мере, я видел, что подход, основанный на поиске доказательств, не работает. Он продолжал давать больше фактов, но не больше уверенности.

И вот тогда я решил подойти к этой проблеме с другой стороны, который описал в статье «Научный метод исследования сознания». Вместо того чтобы беспокоиться, какой вариант был правильным, я предпочел исследовать более тщательно обе стороны — рассмотреть каждый из вариантов как собственную систему убеждений и испытать их непосредственно на себе. Я понял, что никогда не смогу собрать достаточно данных для принятия решения, если буду снаружи смотреть на то, что внутри. Поэтому я решил посмотреть изнутри на то, что находится снаружи.

Одна из рассмотренных перспектив существования состояла в том, чтобы вообразить, что я уже умер. Согласно варианту 2, я бы полностью прекратил существование — эту перспективу было несложно представить. Вообще-то, тут вообще не было никакой перпективы. Я бы не смог гордиться или сожалеть о том, что сделал. Если бы вариант 2 оказался верным, то в случае, если я попаду куда-нибудь после смерти, образ моей земной жизни не имел бы почти никакого значения. Единственное, что я мог бы заключить из этой (бес)перспективы в условиях варианта 2: жить нужно сегодняшним днем.

Затем я рассмотрел перспективу в условиях варианта 1. Тут было гораздо больше направлений, но они, по существу, разделились на два типа. Во-первых, есть вероятность, что я не смогу ничего сделать со своим сознанием после смерти. Возможно, я впаду в некоторое состояние вечного существования, откуда нет выхода. Может быть, это рай или ад. Никаких действий… одно бытие. Итак, если бы я обнаружил, что мое сознание заморожено подобным образом, и при этом я бы продолжал осознавать себя, но не мог бы ничего делать, кроме как размышлять о центре вселенной, — я бы посчитал это логической нестыковкой. Если бы это произошло, то, скорее всего, мое сознание застыло бы в том виде, в котором оно будет на момент моей смерти. Другими словами, моя смерть станет чем-то вроде продолжения жизни, но мое сознание не сможет развиваться. Нет смысла рассматривать ситуацию, в которой мое сознание оказывается замороженным в случайном состоянии вне моего контроля, просто потому, что это не даст мне никакой информации о том, как стоит жить, и, по сути, приведет к тем же выводам, что и вариант 2.

Другое направление варианта 1 состоит в том, что я буду иметь способность как-то проявлять свою волю после смерти. Это некий тип посмертной деятельности в дополнение к просто существованию. Но что бы я смог делать? Если это не связано ни с чем физическим, единственное, что можно задействовать — это мое сознание. Отсюда следует, что я смогу продолжать развиваться и расти как сознательное существо даже после смерти. Может быть, это будет новая фаза существования, похожая на человеческую жизнь, но без физических элементов. Тогда я смогу продолжить то, чем занимаюсь сейчас, и создать сайт «Развитие личности для мертвых людей» по адресу www.StevePavlina.жмур.

Было еще много над чем подумать, но лучше опустим подробности и перейдем к тому месту, где результаты всех этих размышлений собраны воедино.

Я уже говорил, что вариант 2 не дает особых указаний, кроме как совет жить полной жизнью в настоящий момент, потому что после смерти нет никакого будущего. Первое направление варианта 1 (где я оказываюсь замороженным в некотором состоянии, не имея возможности что-нибудь сделать) предполагает, что мне нужно развивать сознание в течение всей физической жизни насколько это возможно, чтобы после смерти я был заморожен, по крайней мере, в хорошем и спокойном состоянии, которое будет определяться тем, как я развивал свое человеческое сознание. Также оно предполагает, что мне нужно в полной мере использовать все преимущество физического существования для того, чтобы развить различные стороны собственного сознания, поскольку, возможно, я смогу использовать их после смерти. Второе направление варианта 1 (где я могу продолжить развивать сознание после смерти и, возможно, даже общаться с другими разумными существами) предполагает, что любое развитие сознания здесь, при жизни, может получить продолжение, когда я умру. И поскольку мне предстоит провести гораздо больше времени мертвым, чем живым, кажется вполне логичным держать на первом месте в списке приоритетов развитие своего сознания и сознания других людей. По сути, с точки зрения нефизических разумных существ, это очень даже может быть целью существования человечества.

Итак, получается, не имеет большого значения, что я не могу извне определить истину в вопросе существования жизни после смерти. Вариант 2 предоставляет очень мало информации о том, как нужно жить, а вот вариант 1, по крайней мере, кое-что предлагает. Я могу жить гармонично, пусть и не зная всей правды заранее, потому что, даже если окажется, что я ошибался, выбранный путь все равно останется разумным.

Думаю, основной причиной сложности понимания вариантов развития событий после смерти стало то, что я подходил к этому вопросу с неправильной позиции. Я пытался достигнуть уверенности с позиции сомнений и скептицизма. И это оказалось ошибкой, потому что сомнения не могут создать уверенность — они могут лишь укрепить неуверенность. Поэтому мне пришлось сменить тактику и рассмотреть эти варианты изнутри. Я изучал перспективу варианта 1, исследуя вариант 2, и наоборот. То есть, приняв одно убеждение, я рассматривал другое, противоположное. В качестве аналогии: можно получить больше информации, рассматривая католицизм с позиции атеизма (и наоборот), чем рассматривая оба течения с позиции агностицизма. Подобный способ — это ключ к пониманию того, что верно для вашего сознания.

Также следует рассмотреть ситуацию с точки зрения людей, которые остаются здесь после вашей смерти. Я пытался примерить на себя эту позицию в течение длительного времени, но это не принесло ничего нового, только подлило масла в огонь. Путь развития своего сознания — это однозначно путь служения. Повышение сознательности даст вам способность помогать другим людям. В качестве примера можно взять этот сайт. Он не только служит другим людям, но также является средством для развития моего собственного сознания. Оба результата прекрасно сочетаются друг с другом. Если вы работаете над повышением своей сознательности, то одновременно повышаете сознательность других. И если вы стараетесь служить другим людям, то одновременно повышаете уровень своей сознательности.

В конечном итоге я осознал, что истина здесь определяется свободой воли. Как только я осознал возможности вариантов 1 и 2, у меня была вся необходимая информация, чтобы сделать выбор. Но, на самом деле, это не был выбор между вариантами, один из которых можно доказать с точки зрения внешнего мира. Ни один из этих вариантов нельзя доказать средствами извне, потому что сознание не подчиняется научным методам. Сознание работает на совершенно другом уровне. На этом уровне настоящая «истина» заключалась в том, чтобы самому решить, что́ я хочу признать истинным для себя… что́ я хочу сделать частью своего сознания. Хотел ли я сделать жизненный выбор между вариантоми 1 и 2? Не было правильного или неправильного ответа. Это был просто вопрос выбора.

Я выбрал вариант 1 — направление, которое предполагает сознательное действие и развитие даже после смерти. Частично причиной такого решения стало то, что это самый разумный выбор, который я могу сделать, независимо от посмертной реальности. Даже если после смерти нас всех ждет забвение, все равно лучше верить в то, что мы бессмертные разумные существа. Это убеждение приведет к более разумной жизни, прожитой во имя всего самого хорошего. Оно улучшит условия для выживания всего человечества. Там, где не работает научный метод, пустоту заполняет выбор. Этим выбором может стать либо уверенность, либо сомнение. Но для осознания этого важного выбора мы должны испытать и уверенность, и сомнение, чтобы понять, что же на самом деле мы выбираем. Выбрать жизнь величия или жизнь ничтожества — зависит только от нас. Я думаю, именно это имела в виду Хелен Келлер, говоря: «Жизнь — либо дерзкое приключение, либо ничто». Все дело в нашем выборе. Выберите сомнение — и получите пустоту. Выберите уверенность — и получите великолепные результаты.

Подведем итоги. Вот почему имеет смысл поставить развитие своего сознания на первое место в списке жизненных приоритетов:

Развитие сознания даст вам возможность понимать жизнь и смерть намного лучше, и это поможет вам жить наиболее разумно.
Развитие сознания поможет избегать страданий и испытывать потрясающее удовольствие. Если в итоге вас ждет забвение, то, по крайней мере, жизнь вы проживете с наслаждением. Кроме того, это поможет преодолеть страх смерти.
Если вы умрете, и ваше сознание окажется в некотором «застывшем» состоянии, оно может оказаться не таким уж и плохим, потому что вы максимально развивали свое сознание на протяжении всей жизни. Вы сделали все, что в ваших силах, чтобы подготовиться к такому варианту.
Если вы умре

Твоим друзьям это понравится!