Возможно, именно строительство ракеты SLS сдерживало развитие дозаправки на орбите в течение десяти лет ????

???????? “Боинг разозлился и пытался меня уволить”

Почти десять лет назад, когда Конгресс поручил NASA построить сверхтяжелую ракету на основе технологии космического шаттла под названием «Space Launch System», это агентство также тихо отодвинуло на второй план свою работу по разработке технологии заправки в космосе.

В аэрокосмических кругах давно ходят слухи, что финансирование усилий NASA по созданию так называемых ракетных заправок и возможностей для хранения и транспортировки криогенного ракетного топлива на орбите было ограничено из-за угрозы, которую оно представляет для ракеты SLS и ее генерального подрядчика — компании Boeing.

Ведь если малые и дешевые ракеты могут доставлять и хранить ракетное топливо и на низкой околоземной орбите для его поэтапного набора для полетов на Луну и далее, то почему NASA должно ежегодно тратить $2 млрд на разработку ракеты SLS? Почему бы просто не использовать эти деньги для покупки коммерческих запусков, начиная с Delta IV Heavy, а затем и Falcon Heavy, и не построить программу исследований на существующих носителях? Скорее всего, это было бы быстрее и дешевле.

Теперь, благодаря комментариям в Twitter в разгар этого спора физика Джорджа Совера (George Sowers), у нас есть своего рода подтверждение этого. В начале и середине 2010-х годов Соверс возглавлял группу передовых программ в United Launch Alliance (ULA) — ракетной компании, совладельцами которой являются Boeing и Lockheed Martin. Среди технологий, над которыми он работал, были станции по хранению топлива. В настоящее время Джордж Соверс является профессором в Горнодобывающей школе Колорадо.

???? ULA работает над строительством станций хранения

Одним из главных преимуществ ULA была разгонный блок Centaur, и компания хотела создать его инновационную версию, которую можно было бы заправлять в космосе и повторно использовать — так называемую Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES). В рамках этой работы в 2011 году ULA предложило NASA провести в космосе испытания топливного хранилища, стоимость которого составляла бы менее $100 млн.

«Мы выпустили серию документов, показывающих как архитектура хранилища/дозаправки позволяла бы реализовать программу исследований с участием человека с использованием существующих (в то время) коммерческих ракет», — написал в среду Сауэрс в Твиттере. «Боинг разозлился и пытался меня уволить. Спасибо моему генеральному директору за то, что он защитил меня. Но нам запретили даже произносить слово на букву “Д” (depot или хранилище) вслух. Печально то, что ULA проделало большую работу в этой области и могло владеть рынком заправки топливом/заправочных станций, обогатив тем самым Boeing (и Lockheed). Проект закрыли, потому что он угрожал SLS.»

Пресс-секретарь Boeing сказал, что изучит эти замечания, но пока что ещё не ответил ArsTechnica. Генеральный директор United Launch Alliance, Тори Бруно, в конце 2018 года заявил ArsTechnica, что разработка ACES находится «дальше» в планах действий компании.

Предложение Сауэрса о том, что «хранилище» не следует говорить публично, согласуется с наблюдениями того времени, когда сенатор США из Алабамы Ричард Шелби (Richard Shelby) сказал NASA прекратить говорить о хранилищах ракетного топлива. И центр NASA, управляющий разработкой ракеты SLS — Центр космических полетов имени Маршалла — как раз находится в Алабаме.

???????????? Можно ли рассчитывать на Falcon Heavy?

Официально, в начале и середине 2010-х годов, сторонники сверхтяжелой ракеты SLS критиковали космические депо, поскольку утверждали, что технология не готова к использованию. Тогдашний администратор NASA Чарльз Болден заявил, что агентство не может обращать внимание на исследования хранилища топлива для тяжелых ракет Falcon Heavy, поскольку ракета SpaceX не является действующей ракетой.

«Давайте будем честны», – сказал Болден в интервью 2014 года. «У нас нет коммерчески доступных тяжелых ракет. Falcon 9 Heavy может когда-нибудь появиться. Она сейчас на чертежной доске. А SLS реальна. Мы строим центральную ступень. Все двигатели готовы к тестированию на испытательном стенде в Стеннисе… Я не вижу никаких готовых частей Falcon 9 Heavy, за исключением того, что он собирается взять три Falcon 9 и собрать их вместе, и это станет Heavy. В ракетном деле это не так просто».

Космическая компания SpaceX разработала собственную ракету Falcon Heavy за $500 млн и выполнила ее первый полет в феврале 2018 года. В настоящее время она осуществила три успешные миссии. Начиная с 2011 года NASA потратило на ракету SLS и связанные с ней расходы на разработку около $14 млрд. Ожидается, что эта ракета не будет запущена по крайней мере до середины или конца 2021 года.

Тема топливного хранилища недавно вновь поднималась, поскольку программа NASA по космическим технологиям объявила, что будет сотрудничать со SpaceX в рамках «Соглашения о космическом пространстве» (Space Act Agreemen), чтобы содействовать развитию заправки Starship на орбите. Это был первый раз, когда NASA официально признало существование Starship и NASA теперь, похоже, готово серьезно отнестись к концепции дозаправки на орбите. Вероятно, это было спровоцировано высокопоставленными чиновниками в Белом доме. Ведь вице-президент Майк Пенс, возглавляющий Национальный совет по космосу и поддерживающий коммерческую деятельность, упомянул топливные базы в своих выступлениях.

#SpaceX@spacex #FalconHeavy@spacex #NASA #SLS #ULA

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *