Умные советские фантастические фильмы (экранизации произведений русских писателей-фантастов)

1. «Человек-амфибия» (1961) Г. Казанский, В. Чеботарев (Александр Беляев)
2. «Через тернии к звездам» (1980) Ричард Викторов (Кир Булычев)
3. «Туманность Андромеды» (1967) Евгений Шерстобитов (Иван Ефремов)
4. «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) Александр Гинцбург (А. Н. Толстой)
5. «Завещание профессора Доуэля» (1984) Леонид Менакер (Александр Беляев)
6. «Лиловый шар» (1987) Павел Арсенов (Кир Булычев)
7. «Планета бурь» (1962) Павел Клушанцев (Александр Казанцев)
8. «Сталкер» (1979) Андрей Тарковский (Стругацкие)
9. «Дни затмения» (1988) Александр Сокуров (Стругацкие)
10. «Письма мертвого человека» (1986) Константин Лопушанский

1. «Человек-амфибия» (1961) Г. Казанский, В. Чеботарев (Александр Беляев)

Фильм, созданный по мотивам романа известного писателя-фантаста Александра Беляева, давно стал легендой отечественного кинематографа и сам изрядно оброс легендами. Писателю не довелось увидеть свои произведения экранизированными, однако уже первая киноадаптация его повести «Человек-амфибия» сразу преодолела ранее неприступную для отечественных лент планку в 60 миллионов зрителей и была успешно продана в десятки стран мира. Успеху способствовали не только масштабные, уникальные для своего времени подводные съемки но и блистательный дуэт Владимира Коренева и Анастасии Вертинской.

Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящем ужас на всех рыбаков, о «морском дьяволе». В это же самое время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает…

2. «Через тернии к звездам» (1980) Ричард Викторов (Кир Булычев)

В таинственных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. На корабле находят полностью разрушенную лабораторию по клонированию человекоподобных существ. Среди погибших инопланетян оказывается один выживший искусственный гуманоид — девушка Нийя. На Земле выясняется, что в мозг инопланетянки зашит пульт управления, призванный гарантировать точное выполнение «особой миссии». Он начинает действовать в тот момент, когда Нийа в составе земной экспедиции высаживается на своей родной планете Десса…

3. «Туманность Андромеды» (1967) Евгений Шерстобитов (Иван Ефремов)

Экранизация одноименного социально-философского, научно-фантастического романа-антиутопии Ивана Ефремова. В далёком будущем, возвращаясь из звёздной экспедиции, звездолёт «Тантра» по стечению обстоятельств оказывается в поле тяготения невидимой «железной звезды». Запас горючего на борту не позволяет преодолеть притяжение светила. Корабль совершает посадку на одной из планет «железной звезды», поскольку люди с орбиты обнаруживают на ней неземной космический корабль — «спиралодиск», не принадлежащий ни одной из цивилизаций Великого Кольца. Командир звездолёта «Тантра» Эрг Ноор решает пополнить запасы топлива из резервов инопланетного звездолёта. Но попытка проникнуть внутрь «спиралодиска» оканчивается неудачей…

4. «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) Александр Гинцбург (А. Н. Толстой)

Научно-фантастический фильм, снятый в 1965 году, по одноименному роману А. Н. Толстого. 1925 год. Русский инженер Петр Гарин, используя изобретение профессора Манцева, создаёт оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, генератор мощного теплового луча. Он решает использовать гиперболоид для осуществления своей идеи — стать правителем мира. За Гариным и его гиперболоидом начинается охота…

5. «Завещание профессора Доуэля» (1984) Леонид Менакер (Александр Беляев)

Фильм снят по мотивам научно-фантастического романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Действие перенесено из межвоенного Парижа в развитую англоязычную страну второй половины XX века. Много лет крупный ученый пытался решить проблему бессмертия. Он не скрывает от коллег результатов смелых и рискованных экспериментов…

6. «Лиловый шар» (1987) Павел Арсенов (Кир Булычев)

Детский художественный фильм, снятый по мотивам одноименной повести Кира Булычева из цикла «Приключения Алисы». Сказочная история, произошедшая в 21 веке. Экипаж космического корабля обнаруживает в заброшенной инопланетной станции данные о доставленном на Землю много тысяч лет назад лиловом шаре, в котором находится вирус вражды. Этот вирус может привести к гибели людей. Героиня фильма — бесстрашная девочка Алиса на машине времени отправляется в эпоху легенд, чтобы найти и обезвредить лиловый шар…

7. «Планета бурь» (1962) Павел Клушанцев (Александр Казанцев)

Научно-фантастический художественный фильм, поставленный по мотивам одноименной повести Александра Казанцева. «Планета бурь» была одним из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Картина была сделана с использованием уникальных технологий комбинированной съемки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съемки. Фильм оказал значительное влияние на отечественную и мировую кинофантастику следующих десятилетий и был признан одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе.

На планету Венера отправляется первая советская космическая экспедиция из трех кораблей. При подходе к Венере один из кораблей гибнет. Экипажи двух других кораблей, среди которых находятся иностранец и робот «железный Джон», благополучно совершают посадку…

8. «Сталкер» (1979) Андрей Тарковский (Стругацкие)

Фантастический фильм-притча Андрея Тарковского, снятый по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского, который говорил, что в нем он «легально коснулся трансцендентного». Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имен — только прозвища. Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и колючей проволокой. Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону…

9. «Дни затмения» (1988) Александр Сокуров (Стругацкие)

«Видит бог, что все сделано чистыми руками, с великой любовью к нашему отечеству и скорбью о тех бедах, которые у нас есть. Мое глубокое убеждение, что самые сложные и противоречивые обстоятельства, которые есть в каждой жизни, растворены всегда в повседневности, потому что каждое утро мы начинаем с того, что чистим зубы, а вечером падаем лицом в подушку, не зная, как жить…». Александр Сокуров

Фильм Александра Сокурова, снятый по сценарию Юрия Арабова по мотивам произведения Аркадия и Бориса Стругацких — «За миллиард лет до конца света». Молодой врач Дмитрий Малянов работает в провинциальном городке Средней Азии. Многоязычная среда, древняя экзотика Востока и различные уклады быта причудливо соседствуют здесь с убогим урбанизмом, слагаясь в особый мир, где противоречива, а порой и необъяснима, логика поступков и психика людей…

10. «Письма мертвого человека» (1986) Константин Лопушанский
(сценарий: Вячеслав Рыбаков, Константин Лопушанский, Борис Стругацкий Алексей Герман)

Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны, к которой привела ошибка компьютера. Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — ученый, лауреат Нобелевской премии Ларсен — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития…

Заканчивается фильм цитатой из манифеста Рассела — Эйнштейна:

«Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберем ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном».

Твоим друзьям это понравится!