15 мая 1960 года боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром Байконур) была запущена ракета-носитель «Восток» с космическим кораблем «Восток-1П» (1КП). Это был первый беспилотный вариант корабля-спутника «Восток», созданный с целью летной отработки конструкции и систем корабля для полета человека.

Космический корабль «Восток» – первый в мире пилотируемый космический корабль, разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Работа по созданию первого в мире спутника для полета человека была официально узаконена секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года № 569-264. В постановлении была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека.

Еще до официального утверждения проекта в правительстве чертежи на производство корпуса космического корабля уже были направлены на Опытный завод и к концу 1959 года появился первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования. Зимой 1959-1960 года велись интенсивные испытания спускаемого аппарата для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов.

Всего в создании корабля участвовало 123 организации, включая 36 заводов.

В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект «Востока-1», в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1»(1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика «Восток-2» (объект 2К, позже «Зенит-2» — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника «Восток-3» (заводской индекс 3К) — для полета человека.

К этому времени технологический корабль-спутник (1КП) фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям. 15 мая 1960 года в 03.00.06 по московскому времени с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона Заря (Тюратам, Байконур) был произведен пуск ракеты-носителя 8К72К «Восток», которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем.

Ракета-носитель 8К72К была создана на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой.

На его борту была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1477 килограмм. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом около 2,5 тонн не предусматривалось.

Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы.

Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя.

19 мая в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Однако, в результате отказа датчика инфракрасной вертикали (который ориентируясь на тепловое излучение нашей планеты, определял направление на Землю — так называемую местную вертикаль), направление тормозного импульса отклонилось от расчетного. В результате вместо уменьшения скорости корабля произошло некоторое ее увеличение, и
корабль-спутник перешел вместо траектории спуска на Землю на более высокую орбиту. Отделение герметической кабины от корабля-спутника произошло, и при этом была зарегистрирована нормальная работа системы стабилизации кабины.

Сергей Королев даже нашел в данной ситуации положительный момент, расценив как первый маневр на орбите. Полет посчитали успешным и второй такой аппарат запускать, как было запланировано, не стали.

Корабль 1КП затормозился и сгорел в атмосфере 5 сентября 1962 года, а герметичная кабина — 15 октября 1965 года.

Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании пилотируемого космического корабля.

Твоим друзьям это понравится!