Через несколько месяцев МКС может стать необитаемой – впервые за почти два десятилетия постоянной работы на её борту экипажей.

11 октября, всего через пару минут после старта, произошла авария с ракетой «Союз-ФГ», выводившей на орбиту транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-10» с международным экипажем. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг (Nick Hague) хорошо перенесли аварийную посадку. Однако для российской пилотируемой программы этот инцидент означает непростые времена: специальная комиссия ведёт расследование обстоятельств аварии, на время которого полёты «Союзов» приостановлены.

Несмотря на то, что для российской стороны это дело первоочерёдной важности, на данный момент неясно, сколько времени займёт расследование.

Согласно первоначальному плану полёта, Овчинин и Хейг должны были присоединиться к трём членам экипажа, находящимся на борту МКС. Это астронавт NASA Серена Ауньон-Ченселор (Serena M. Auñón-Chancellor), астронавт ESA Александр Герст (Alexander Gerst) и российский космонавт Сергей Прокопьев. По плану они должны вернуться на Землю в декабре.

Несмотря на неудачный запуск «Союза МС-10», у экипажа на станции более чем достаточный запас пищи, воды и других расходных материалов, чтобы «дотянуть» до времени возвращения. Проблема в другом: на сегодняшний день «Союз» – единственное средство доставки экипажей на орбитальную станцию, поэтому не исключена возможность, что станция может через какое-то время остаться без экипажей на борту.
Не самое лучшее развитие событий, если учесть, что на борту МКС постоянно живут и работают, сменяя друг друга, международные экипажи с ноября 2000 года. Каждый экипаж проводит примерно 5-6 месяцев на борту станции.

Не исключено, что американская и российская стороны, совместно с остальными партнёрами, могут принять решение продлить миссию для нынешнего экипажа, однако лишь на несколько недель. Дело в том, что гарантийный срок работы кораблей «Союз» в составе МКС – лишь 200 суток.

Члены экипажей проводят огромное количество научных экспериментов на борту станции, поэтому перевод её в беспилотный режим будет означать значительные потери для науки. Впрочем, самой станции, чьё строительство, напомним, обошлось примерно в 100 миллиардов долларов, ничего не будет грозить. Специалисты центров управления смогут контролировать её полёт с Земли.

Согласно недавнему заявлению представителя NASA, станция способна летать автономно по командам с Земли продолжительное время. Должны работать насосы и другие системы – солнечные панели должны продолжать вращаться, чтобы шла подзарядка батарей.

Критически важные системы МКС имеют избыточное дублирование, поэтому станция способна пережить некоторые виды неполадок, даже весьма значительных, и продолжать функционировать без экипажа на борту.

В рамках своей коммерческой пилотируемой программы (Commercial Crew Program) NASA оплачивает разработку частных американских «космических такси». Так, многомиллиардные контракты на разработку пилотируемых кораблей для доставки экипажей на МКС заключены с компаниями SpaceX и Boeing. Однако проблема в том, что частные корабли Crew Dragon и CST-100 Starliner этих компаний на данный момент ещё не готовы к эксплуатации. Первый испытательный полёт Crew Dragon (SpaceX) с экипажем запланирован на июнь следующего, 2019, года, в то время как корабль Boeing Starliner отправится на орбиту лишь в августе.

Оригинал новости: www.space.com/4…

Твоим друзьям это понравится!