NASA будет платить больше за меньшее количество груза, доставляемого на Международную Космическую Станцию, по ряду контрактов, заключенных в 2016 году, согласно отчету генерального инспектора агентства.

Отчет, опубликованный 26 апреля OIG (управлением генерального инспектора) NASA, также отметил ряд вопросов касательно трех компаний, заключивших контракт по программе CRS-2 (коммерческие услуги снабжения-2), начиная от вопроса зависимости одной компании от неопробованного космического аппарата и заканчивая условиями использования иностранного оборудования другой.

Согласно существующим контрактам CRS, заключенным в 2008 году, компании Orbital ATK и SpaceX в течение 31 миссии доставят на МКС не менее 93 800 килограммов груза общей стоимостью 5,93 млрд долларов. По условиям контракта CRS-2, эти две компании, а также SNC (Корпорация Сьерра-Невады) в течение 21 миссии доставят на станцию 87 900 килограммов груза ориентировочной стоимостью 6,31 млрд долларов. Груз, доставленный на МКС, будет стоить на 14% за килограмм больше, чем по действующим договорам.

В отчете представлено несколько причин увеличения цен в программе CRS-2. Во-первых, это повышение цены за килограмм на 50% для миссий SpaceX. Как компания сообщила OIG, это повышение связано с усовершенствованием внутренней отделки космического аппарата для размещения добавочного груза, а также с увеличением продолжительности миссий и ускорением процессов погрузки и выгрузки, включая более быстрый доступ к грузам после возвращения аппарата на Землю.

Было отмечено, что ограничения по вместимости на современном аппарате Dragon уменьшали и общую массу груза, который можно отправить за одну миссию, вследствие чего миссии Dragon в среднем составляли только 1 569 кг герметизированного груза, сравнительно с 2 723 за один полет Cygnus. Представители Nasa рассказали OIG, что средние показатели улучшились в ходе программы CRS «благодаря эффективности упаковки и внедрению других улучшений».

Второй фактор повышения цен по программе CRS-2 связан с решением NASA работать не с двумя, а с тремя компаниями. Сотрудничество с ними, как говорит OIG, повышает общие затраты, но уменьшает возможности оптовых скидок. NASA заявило, что наличие третьей компании обеспечит резерв – в дополнение к имеющимся SNC и SpaceX – способный вернуть груз со станции.

Третьим фактором являются большие затраты на транспорт на данный момент: около 700 млн долларов, примерно столько же, сколько NASA потратило на программу COTS (Коммерческие услуги орбитальной транспортировки), которая разработала исходные системы компаний Orbital ATK и SpaceX, без учета финансирования стартовых ступеней или тестовых полетов. OIG сказал, что NASA упустило возможность сэкономить, используя совпадение технических требований миссий Dragon 2 компании SpaceX и пилотируемых миссий, финансируемых отдельными частными компаниями.

В отчете OIG отмечено, что в программе CRS-2 было затрачено 4,4 млн долларов на оплату работы SNC над аппаратом Dream Chaser, который возможно состыковать с МКС, хотя при первых миссиях для этой цели будет использоваться механический манипулятор. «Учитывая возможный риск использования неопробованного аппарата при отсутствии демонстрационного полета, мы считаем, что NASA должно было отложить финансирование стыковки Сьерра-Невады до первой успешной миссии компании».

Также были затронуты вопросы более общих рисков работы Dream Chaser компании SNC. «Разработка, первый запуск и безопасное возвращение аппарата Dream Chaser представляют собой огромные технические и коммерческие риски», говорится в отчете, а также подмечено, что на данный момент компания планирует построить только один аппарат Dream Chaser, который сможет совершить до 15 полетов.

«План Сьерра-Невады построить единственный аппарат Dream Chaser для миссий CRS-2 – это критическая точка, которая представляет собой существенные технические и коммерческие риски для программы МКС», и даже если, в случае неудачи первого, SNC построят второй аппарат, скорее всего, они просто не уложатся в сроки, указанные в контракте CRS-2.

Касательно SpaceX, были затронуты вопросы разработки программного обеспечения аппарата Dragon, со ссылкой на инцидент февраля 2017 года, когда «незаверенное программное средство» вызвало отказ в системе во время приближения аппарата к МКС и задержало прибытие на день. «В связи с тем, что SpaceX постоянно вносит изменения в работу стартовой ступени и самого аппарата, у компании возникло больше трудностей в соблюдении промышленных стандартов системной инженерии».

Зависимость аппарата Orbital ATK от российских двигателей RD-181, установленных на ракету Antares, также представляет риск, так как исключения, которые государство делает, разрешая компании сотрудничать с Россией для работы на МКС, действуют только до 2020 года. Компания сказала, что планирует купить такое количество двигателей RD-181, которого будет достаточно для произведения первых четырех запусков по контракту CRS-2, а также заявила, что сейчас занимается исследованиями использования ракеты Vulcan компании United Launch Allliance и собственной ракеты OmegA, которые сейчас находятся в разработке для будущих запусков миссий корабля Cygnus.
NASA сможет уменьшить затраты по контакту CRS-2, если в течение года совершит несколько полетов по контракту с тем же заказчиком, и тем самым сэкономит 300 млн долларов на контракте с CRS-2. Также компания SNC может снизить стоимость за миссию, используя для запуска не Atlas5, а другую ракету-носитель. На прошлой неделе представители компании сказали, что они рассматривают другие возможности запуска для последующих миссий аппарата Dream Chaser.
Несмотря на эти проблемы, отмечено, что контакты CRS и CRS-2 – это «позитивные шаги» в создании надежной системы перевозки грузов, необходимой для поддержания нормального функционирования МКС. Также указаны преимущества программ COTS и CRS: цены на ракету Atlas5 компании ULA в рамках программы Launch Services Program упали на 20 млн долларов после того, как в 2013 году ракета Falcon9 компании SpaceX смогла осуществить миссии NASA.

Оригинал статьи: spacenews.com/n…

Твоим друзьям это понравится!