Научная фантастика Александра Беляева

Собрание сочинений в восьми томах

Александр Беляев (1884–1942) – один из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. Из пятидесяти научных предвидений Беляева многие сбылись или принципиально осуществимы, и только три считаются ошибочными.

Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказы «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти». Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия») и воздух («Ариэль»).

Его последний роман, «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений способны летать без дополнительных приспособлений. Образ юноши Ариэля — несомненное достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений, хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишенные познавательного значения». Часть из них связана с освоением моря: подводные поселения и фермы, подводная съемка и телевидение, ранцы-буксировщики для пловцов. Другая — с освоением космоса: пилотируемые космические полеты, выход в открытый космос, полет на Луну и орбитальные станции. Также предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическое функционирование. Кроме того: радиолокатор, интравизор, беспилотные летательные аппараты; микробиологическое производство, искусственная шаровая молния и другие.

Собрание сочинений

В первое наиболее полное собрание сочинений Александра Беляева, выпущенное издательством «Молодая гвардия» массовым тиражом 200 000 экземпляров, вошли все романы писателя, кроме двух, не самых лучших, «Борьба в эфире» и «Под небом Арктики», напечатан полностью цикл о «Изобретениях профессора Вагнера» и независимые рассказы.

Первый том собрания сочинений содержит романы «Остров Погибших Кораблей» и «Голова профессора Доуэля».

Второй том собрания сочинений содержит романы «Последний человек из Атлантиды», «Продавец воздуха», сценарий научно-фантастического фильма «Когда погаснет свет».

Третий том собрания сочинений содержит романы «Человек-амфибия» и «Подводные земледельцы».

Четвертый том собрания сочинений содержит романы «Властелин мира», «Вечный хлеб» и «Человек, потерявший лицо».

Пятый том собрания сочинений содержит романы «Прыжок в ничто» и «Воздушный корабль».

Шестой том собрания сочинений содержит романы «Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ» и «Чудесное око».

Седьмой том собрания сочинений содержит романы «Человек, нашедший свое лицо» и «Ариэль».

Восьмой том собрания сочинений содержит рассказы А. Беляева.

Архив (FB2, RTF)

Твоим друзьям это понравится!