NASA провело испытания систем безопасности корабля Orion

Инженеры NASA завершили два ключевых испытания систем нового пилотируемого корабля Orion, которые проводились в рамках подготовки корабля к полётам к Луне.

Во-первых, был испытан один из двигателей системы аварийного спасения корабля. Его задача – увести отсек экипажа на безопасное расстояние при нештатной ситуации во время запуска. Во-вторых, проведено испытание системы выравнивания отсека экипажа на поверхности океана после приводнения.

Компания Northrop Grumman провела огневые испытания двигателя системы аварийного спасения корабля на своей испытательной площадке в городе Элктон, штат Мэриленд. Этот двигатель должен сориентировать отсек в правильное положение для посадки в случае нештатной ситуации во время запуска. Двигатель стабилизирует Orion и выдерживает нужную траекторию, уводящую капсулу прочь от терпящей аварию ракеты.

Во время 30-секундного испытания двигатель с восемью клапанами развил тягу более чем в 3 тонны. Это было первое из серии испытаний, по результатам которых двигатель должен быть сертифицирован для пилотируемых миссий.

Система аварийного спасения (САС) находится наверху отсека экипажа. В случае необходимости она способна активироваться в доли секунды, чтобы увести отсек экипажа в безопасное место.

САС состоит из трёх твердотопливных ракетных двигателей. Это аварийный двигатель, который сможет увести отсек экипажа от ракеты, двигатель ориентации, способный по команде направить отсек в любом направлении, а также ракетный двигатель аварийного сбрасывания, задача которого – разделить САС и корабль, чтобы последний мог раскрыть парашюты.

Но одной САС обеспечение безопасности экипажа не ограничивается. Недавно возле атлантического побережья США было проведено испытание системы выравнивания отсека экипажа после приводнения. Её задача – обеспечить положение отсека тепловым щитом (дном) вниз для безопасной эвакуации экипажа.

Когда капсула Orion касается поверхности океана, она может оказаться в двух положениях. Идеальный вариант – когда тепловой щит находится в воде, а иллюминаторы и люки корабля – над уровнем воды. Возможен и вариант, когда всё произойдет с точностью наоборот, и верхушка капсулы окажется под водой, а тепловой щит будет «смотреть» в небо.

Система выравнивания отсека надувает пять ярко-оранжевых надувных подушек, которые перевернут капсулу в правильное положение, даже если Orion приводнится «вниз головой». Весь этот процесс должен занять менее четырёх минут.

В идеальном варианте должны надуться все пять подушек, однако инженеры NASA стараются предусмотреть любую ситуацию. Было проведено несколько испытаний системы выравнивания, установленной на полноразмерном макете отсека экипажа. Результат показал, что даже если одна из подушек не надуется, система всё равно сможет выровнять корабль.

Система была предварительно испытана в гигантском бассейне гидроневесомости NASA (Neutral Buoyancy Lab) в космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, где обычно готовятся к внекорабельной деятельности астронавты.

Также её испытали возле побережья Техаса, однако инженерам нужно было убедиться, что система не подведёт при сильном волнении на море, поэтому NASA объединило усилия с Береговой охраной США для испытания системы в более суровых условиях Атлантики.

Инженеры экспериментировали с системой выравнивания в течение нескольких дней. Испытания подтвердили работоспособность системы при волнении разной силы, и показали, как с её помощью обеспечить безопасность экипажа в различных сценариях посадки.

«Такие комплексные испытания системы в море – очень сложная задача. Наши недавние успехи в разработке системы выравнивания отсека экипажа – это результат многих лет напряжённой работы и планирования этой критически важной системы, которая должна обеспечить безопасную эвакуацию экипажа в будущих миссиях Orion», – объясняет Тара Радке (Tara Radke), руководитель комплексной системы посадки и эвакуации Orion.

Источник: www.nasa.gov/fe…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *