Категории, отражающие общую организацию бытия любого сущего. В античной философии сложилось представление о К. и Х. как порядке и беспорядке в мире в целом. В христианской философии было проведено противопоставление божественного порядка и порядка в этом мире. Последний воспринимался либо как свидетельство божественной мудрости, либо как продукт деятельности «князя мира сего». В любом случае этот мир лишался собственных положительных возможностей, и потому христинская философия акосмична. Современная наука в лице синергетики показывает взаимообусловленность порядка и беспорядка, провозглашая возможность возникновения «порядка из хаоса». Постмодернизм склонен петь гимны хаосу и не приемлет упорядоченный космос, как, якобы угрозу для свободного самовыражения. К. и Х. содержат в себе порядок и беспорядок, но не сводятся к ним. Х. представляет собой предельное проявление неопределенности, К. есть определенный порядок сущего. Неопределенность двулика: она и разрушает порядок и содержит в себе возможности нового порядка («Темного хаоса светлая дочь» – В.С.Соловьев). Определенность порядка, присущая К., задается направленностью созидаемого порядка. В коррелятивной онтологии понятия К. и Х. распространяются на весь мир (как совокупность сущих) в полноте его бытия как единства трансцендентной, субъективной и объективной реальности, что и задает соответствующую направленность. Поэтому коррелятивная онтология космична. Но поскольку она принимает онтоантропологический принцип (укорененность атрибутов человека в атрибутах мирового бытия), она и антропокосмична.

Твоим друзьям это понравится!