1. Джеймс Фрэзер. «Золотая ветвь»
2. Джеймс Фрэзер. «Идентификация ужаса»
3. Джеймс Фрэзер. «Фольклор в Ветхом Завете»
4. Люсьен Леви-Брюль. «Первобытное мышление»
5. Люсьен Леви-Брюль. «Сверхъестественное в первобытном мышлении»
6. Люсьен Леви-Брюль. «Первобытный менталитет»
7. Мирча Элиаде. «Аспекты мифа»
8. Мирча Элиаде. «Миф о вечном возвращении»
9. Мирча Элиаде. «Мифы, сновидения, мистерии»
10. Джозеф Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
11. Джозеф Кэмпбелл. «Мифы, в которых нам жить»
12. Джозеф Кэмпбелл. «Мифы и личностные изменения. Путь к блаженству»
13. Джозеф Кэмпбелл. «Мифический образ»

Джеймс Фрэзер

Джеймс Джордж Фрэзер (1854 — 1941) — британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, внесший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества. Автор 12-томного труда «Золотая ветвь», систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов.

Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.

Джеймс Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.

1. «Золотая ветвь»

«Золотая ветвь» принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания.

2. «Идентификация ужаса» (Жан Делюмо + Дж. Фрэзер)

Большинство людей на вопрос о том, чего они больше всего боятся, отвечают: «Я ничего не боюсь». Такой ответ не соответствует действительности, поскольку каждый из людей в то или иное время испытывает какой-нибудь страх. Одни из самых навязчивых страхов — страхи перед иррациональными и потусторонними силами. Ж. Делюмо и Д. Фрезер в своих работах анализируют именно такие страхи, характерные для всей истории человечества.

Ужас перед призраками, живыми мертвецами, ведьмами и колдунами, дьяволом и демонами долгое время господствовал в обществе, продолжает он жить и сейчас. Ж. Делюмо и Д. Фрезер с разных точек зрения показывают эволюцию этого ужаса, делают попытку идентифицировать его, а также выяснить причины его необыкновенной устойчивости.

3. «Фольклор в Ветхом завете»

В этой работе известного английского этнографа и историка религии Дж. Дж. Фрэзера на огромном этнографическом и фольклорном материале выявляется генетическая связь христианства с первобытными верованиями людей, что наносит удар по утверждению христианских теологов о богоданности Библии и ставит ее в один ряд с другими памятниками древней литературы. Впервые в русском переводе издание было выпущено в 1931 г.Книга рассчитана на пропагандистов, преподавателей и студентов вузов, на всех, кто интересуется проблемами религии.

***

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль (1857— 1939) — французский философ, антрополог и этнолог. Профессор Сорбонны, член Академии моральных и политических наук. Известен своей теорией первобытного «дологического» мышления. Начинал как философ, первые работы посвящены истории развития немецкой философии, после знакомства с трудом Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» заинтересовался антропологией. По методологии, принципам постановки проблем выступал как ученик социолога Эмиля Дюркгейма. Позитивист.

До Леви-Брюля был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времён. Леви-Брюль считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления. Является автором теории дологического мышления, отличного от современного нам логического. До-логическое мышление нечувствительно к опытному знанию, оно мистично. В любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил: болезнь, неурожай, плохая погода — это следствие колдовства. Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации (сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служить тотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным.

4. «Первобытное мышление»
5. «Сверхъестественное в первобытном мышлении»

Французский антрополог Люсьен Леви-Брюль является автором ряда работ, в которых он пытался реконструировать особенности мышления первобытного человека. Книга «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1994) является сборником и содержит две работы исследователя. Первая из них — «Первобытное мышление», вторая — собственно «Сверхъестественное в первобытном мышлении». На данном сайте уже размещена книга Л. Леви-Брюля 1937 года издания с таким же названием. Содержание обеих книг, хотя и названных одинаково, различается. Общим является то, что обе книги являются сборниками и включают работу Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Книги отличаются по второму произведению: в данном издании (1994) это «Первобытное мышление», а в издании 1937 г. — «Первобытная мифология».

6. «Первобытный менталитет»

Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное проблемам духовной жизни первобытных обществ, в частности, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными в первобытных обществах во всех уголках планеты почти за три столетия. Книга предназначена для этнографов, философов, психологов и студентов гуманитарных факультетов.

***

Мирча Элиаде

Мирча Элиаде (1907 — 1986) — румынский философ, философ культуры, религиовед, историк религий, этнограф, писатель. Получил всемирную известность как исследователь мифологии, «религиозного символизма, ритуалов, магии и оккультизма, шаманизма, древней техники экстаза, мифов, архаического сознания и способа мышления». Автор более 30 научных, литературных и философских трудов, переведенных на 18 языков мира. Полиглот: свободно владел десятью языками (румынским, французским, немецким, итальянским, английским, ивритом, фарси, санскритом, пали, бенгали).

Из его работ по истории религии наиболее ценными являются труды, посвященные шаманизму, йоге, космогоническим мифам. Также исследовал переход от мифологического описания мира к историческому.

7. «Аспекты мифа»

Предлагаемая книга является изложением основных тео­ретических взглядов Элиаде, касающихся проблем архаической культуры и мифологического мышления, которые, по мнению автора, служат архетипическими основаниями сознания совре­менного человека.

8. «Миф о вечном возвращении»

«Миф о вечном возвращении» говорит об архаическом восприятии времени как ряда повторяющихся больших и малых циклов, отмеченных сакральными событиями сотворения, гибели и возрождения Мира. С архетипом Времени связаны космогонические представления, включающие восприятие пространства как структурно размеченного целого с выделенным в нем Центром. Циклическому времени мифа противостоит время историческое и возникающие вместе с ним проблемы судьбы, личности, веры, названные автором «ужасом истории».

9. «Мифы, сновидения, мистерии»

Книга известного этнографа и антрополога М. Элиаде содержит большой мифологический материал как первобытнообщинных народов, так и древнейших цивилизаций, рассматривается космогоническая идея о разделении неба и Земли — духовного и материального.

***

Джозеф Кэмпбелл

Работы Юнга, Джозефа Кэмпбелла и М. Элиаде привели к настоящей концептуальной революции в понимании мифологии. Согласно Кэмпбеллу, мифы не являются только лишь вымышленными историями о приключениях воображаемых персонажей в несуществующих краях и, соответственно, лишь произвольными продуктами индивидуальной человеческой фантазии. Они возникают в коллективном бессознательном человечества и являются проявлениями изначальных организующих принципов психики и космоса, которые Юнг называл архетипами.

Архетипы проявляют себя посредством наиболее глубоких процессов индивидуальной психики, но они не возникают в человеческом уме и не являются его порождениями. Они в некотором смысле управляют умом и функционируют, как его организующие принципы. Согласно Юнгу, некоторые мощные архетипы могут даже влиять на ход исторических событий и на целые культуры. «Коллективное бессознательное», то место, где, согласно Юнгу, пребывают архетипы, представляет собой наследие истории культуры всего человечества, приобретенное им на протяжении всех исторических эпох.

Основные архетипические темы в их наиболее общих и абстрактных формах демонстрируют свое универсальное распространение в мифах. В различных культурах и на протяжении разных периодов истории человек может находить для себя те или иные специфические вариации этих базовых мифологических мотивов. Таким мощным универсальным архетипом является, например, Великая Богиня-мать; в различных культурах ее образ принимает формы специфических местных божеств, таких, как Изида, Дева Мария, Кибела или Кали. Подобным образом концепция небес, рая и ада может быть найдена во многих культурах мира, но специфические формы этих архетипических образов варьируются в разных случаях.

Джозеф Кэмпбелл (1904 — 1987) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению. Приобрел большую популярность благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звездные войны».

10. «Герой с тысячью лицами» / «Тысячеликий герой»

Шедевр Джозефа Кэмпбелла, в последующие десятилетия оказавший влияние на большое количество мыслителей в самых различных областях. Кэмпбелл использовал в книге теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка. Анализируя широкий спектр мифов из различных частей мира, Кэмпбелл пришел к выводу, что они содержат в себе одну универсальную архетипическую формулу, которую он назвал мономифом. Это история героя, мужчины или женщины, покидающего свою родину и после фантастических приключений возвращающегося как обожествленное существо. Кэмпбелл обнаружил, что архетип путешествия героя обычно содержит в себе три стадии, подобные стадиям, характерным для этапов в традиционных ритуалах перехода: отделение, посвящение и возвращение.

11. «Мифы, в которых нам жить»

Рождение и смерть, жизнь и небытие, зарождение и исчезновение мира — все это подчиняется единой модели путешествия мифологического героя и космогонического круга. Эта схема остается неизменной и в обрядах инициации примитивных народов, и в развитой мифологии древних цивилизаций, и в знакомом нам с детства мире сказок, и в сновидениях наших современников.

12. «Мифы и личностные изменения. Путь к блаженству»

Книги Кэмпбелла по мифологии и психологии мифа давно стали бестселлерами во всем мире, разойдясь миллионными тиражами. Автор рассматривает миф как путеводитель по жизненному пути человека, от рождения к полной самореализации, которую он называет блаженством. Объединив историю с современной психологией, он показывает, как мифы формируют жизнь и ведут нас по пути счастья или беды. Произведения Кэмпбелла вдохновили многих творцов из мира искусства, в том числе Джорджа Лукаса — на создание «Звездных войн».

13. «Мифический образ»

В своем программном труде «Мифический образ» американский ученый, исследователь природы мифа и символа Джозеф Кэмпбелл, проводя сравнительный анализ мифологий различных народов мира, а также мифологической литературы, затрагивает такие темы, как идея космического порядка, преображение внутреннего света, искупление через самопожертвование и жертвоприношение, духовное пробуждение. Опираясь в работе на аналитическую психологию К.Г.Юнга и идеи традиционалистов, автор приходит к выводу, что, несмотря на видимое разнообразие культурных и религиозных традиций, в основе каждой из них лежат общие архетипические образы — Великой матери, Горы Мира, Владыки смерти и бессмертия, Святого Семейства и т.д.

В архиве все книги в epub/fb2 форматах (+ книги, не вошедшие в подборку в pdf/djvu форматах)

Твоим друзьям это понравится!