В области ракетостроения основной целью ЕКА и его флагманов является доработка носителя нового поколения «Ариан 6», а также двигателя Prometheus, финансирование которого было усилено в прошлом году. Это многоразовый двигатель, но возможность его повторного использования выглядит как гипотетическая – конкретных планов по этому поводу нет. Параллельно космические агентства Франции и Германии выделили средства на разработку легкой ракеты «Каллисто», которая должна стать пробной в сфере многократного использования носителей европейскими странами.

Ожидается, что «Каллисто» полетит уже в 2020 году – на тот же год запланирован и дебют «Ариан 6». При этом разработчики подчеркивают, что трудятся над новой миниатюрной ракетой параллельно, и эта работа никак не связана и не зависит от прогресса в работе с «Ариан 6» и Prometheus. Бюджет «Каллисто» составляет всего 1-2 процента от бюджета «Ариан 6», который оценивается в 3,6 миллиарда евро. При этом разработчики отмечают, что не уверены в эффективности повторного использования носителя, как это делает с первой ступенью Falcon 9 компания SpaceX, однако Франция и Германия твердо намерены довести «Каллисто» до стартов, чтобы получить собственный опыт многократных пусков ракеты.

Пока нет ясности в том, какой двигатель будет использоваться на самом легком испытательном носителе, который будет иметь всего 13,5 метра высоты и 1 метр диаметра. Разрабатываемый многократный Prometheus слишком мощен для такой ракеты. Но Prometheus может быть использован в более тяжелых версиях «Каллисто», если таковые нужно будет разрабатывать, когда легкая возвращаемая версия докажет свою эффективность. Подчеркивается, что затраты по подготовке стартового стола на космодроме Куру также будут минимальными.

#ESA@nasa_vk #ЕКА@nasa_vk #Франция@nasa_vk #Германия@nasa_vk #rocket@nasa_vk #ракета@nasa_vk

Твоим друзьям это понравится!