«Десятилетие SpaceX», или в чём заслуга компании перед частной космонавтикой?

За последние 10 лет с частной космонавтикой произошла интересная вещь – у неё появились преданные фанаты. Подобно спорам ярых спортивных болельщиков, их конфликты полыхают в социальных сетях, где оппоненты обмениваются как оскорблениями, так и физическими формулами.

С учетом вышесказанного, формулировка «десятилетие SpaceX» гарантированно вызовет некоторый гнев и недоумение в сети, но подобное заявление основано не на идолопоклонстве личности Илона Маска или деятельности команды SpaceX.

Как Одна Компания Навсегда Изменила Космические Полеты

С 2010 по 2019 год человечество стало свидетелем ряда прорывов в науке, технике, сфере развлечения, транспорте. Многое может измениться всего за десять лет. 4 июня 2010 года SpaceX провела дебютный пуск Falcon 9 и уже 6 февраля 2018 года мир наблюдал за успешным стартом сверхтяжелой ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy с двумя боковыми ускорителями, которые смогли уверенно приземлиться. То что мы упомянули — доведённые до ума проекты SpaceX, а не просто планы, и пока никто в частной космонавтике не приблизился к таким результатам.

Ричард Брэнсон, Джефф Безос и ряд других «космических баронов» запустили на орбиту ровно ноль орбитальных космических аппаратов. Любая их суборбитальная деятельность кажется довольно плачевной по сравнению с работой SpaceX. Прошедшее десятилетие точно не стало эрой частных суборбитальных космических полетов. Им, возможно, будет следующее.

Специалист из Deloitte Consulting Джефф Мэтьюс в своём докладе говорит: «быстрое снижение стоимости пусков за последнее десятилетие в значительной степени связано с решением компании SpaceX разработать более надёжную, гибкую и эффективную линию производства и проектирования ракет-носителей».

Теперь новые технологии разрабатываются, чтобы конкурировать. Настало время, когда воодушевленные инвесторы и государственные чиновники открывают двери для новых игроков. NASA курируют разработку частными компаниями целого ряда проектов для освоения космоса: космических скафандров, лунных посадочных аппаратов, низкоорбитальных спутников и так далее. Если бы SpaceX не смогла добиться успеха в своих начинаниях, подобные возможности для частной космонавтики пришлось бы ждать намного дольше.

Лишив Илона Маска образа Железного Человека, марсианских амбиций и даже его невероятно богатого клиента, который готов оплатить полет вокруг Луны, мы получим: удачные пуски ракет-носителей, многочисленные запуски различной полезной нагрузки, реальную прибыль и работающие технологии.

Или, как говорится в отчете Deloitte: «То, что мы видим — это изменение и демократизация космического пространства, как новой площадки для небольших частных компаний, а не только для избранных игроков, — коренным образом меняет экономический ландшафт».

Что касается бизнеса, то всё больше стран (включая Китай) оказывают поддержку частным космическим компаниям, чтобы стимулировать внедрение и разработку инновационных технологий. Более того, Европейская компания Arianespace была вынуждена представить новые ракеты-носители отчасти из-за ценовой политики и новых решений конкурентов из SpaceX.

Но, по всей вероятности, следующее десятилетие не будет принадлежать SpaceX. Для фанатов космонавтики в этом нет ничего плохого.

SpaceX реализует ряд амбициозных проектов (Projet DearMoon и Starlink), которые могут в случае промаха серьёзно навредить компании. Но это тот случай, когда конкуренты готовы догнать лидера рынка за счёт собственных инноваций, а не сокращать дистанцию из-за ошибок SpaceX.

Да, компания — лидер рынка и, скорее всего, сохранит за собой образ дерзкой и неординарной. И точно не планирует становится аутсайдером, поскольку SpaceX удаётся конкурировать и выигрывать борьбу за целый ряд крупных и не очень контрактов с различными заказчиками.

Когда дело доходит до доставки грузов на Луну и пилотируемых полётов, SpaceX вступает в борьбу с аэрокосмическими гигантами, такими как Boeing и Lockheed Martin, но также и с рядом компаний поменьше, у которых ещё нет большого послужного списка, но есть поддержка NASA. Всё больше частников используют любой удачный момент, чтобы бросить вызов SpaceX. Некоторые из них – это компании, которые сотрудничают с гигантами для создания отдельных узлов и агрегатов, например, Blue Origin и Boeing.

Новые ракеты-носители были разработаны либо в ответ на инновационный и экономически более привлекательный подход SpaceX, либо под косвенным, но влиянием компании Маска. Стоит понимать, что для разработки нового ракетного двигателя требуется много времени, и работа, начатая в 2010-х годах, выйдет на рынок только в 2020-х.

Не стоит забыть и про Китай. Посмотрите на их планы в 2020 году: попытка вернуть образцы с Луны, запуск космического аппарата к Марсу, запуск первой части новой национальной космической станции. Китай был мировым лидером по пускам в 2019 году и планирует провести около 30 в 2020. США пока занимают второе место в списке, в значительной степени благодаря усилиям SpaceX.

Можно только гадать, по какой дороге пойдут космические амбиции человечества, но благодаря SpaceX почва для будущих перемен уже готова.

Источник: www.popularmech…

3 thoughts on “«Десятилетие SpaceX», или в чём заслуга компании перед частной космонавтикой?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *