В настоящее время частная космонавтика в мире очень сильно зависит от госзаказа, а какие-то крупные компании только за счет государства и существуют. Например холдинг ULA работает в основном на NASA и Пентагон. Даже SpaceX имеет большой портфель заказов от NASA, и развивалась компания при многомиллионных госгрантах. В этой ситуации очень показателен пример ракетостроительной компании Rocket Lab и спутникостроительной Spire. Родившиеся на частные деньги, эти компании готовы предоставлять услуги частным клиентам, что обеспечивает развитие на 100% частной индустрии.

Американская аэрокосмическая компания Rocket Lab построит частный ракетный полигон. Представители компании заявили, что их первым заказчиком будет частная компания Spire Global.

Хотя Rocket Lab еще предстоит совершить свой первый коммерческий полет, компания Spire уже заключила соглашение с провайдером пусковых услуг на 12 впечатляющих пусков в течение последующих 18 месяцев по мере завершения ввода в эксплуатацию их пускового комплекса.

В условиях доминирования на рынке пусковых услуг таких компаний как SpaceX , United Launch Alliance, и Arianespace, трудно поверить, что осталось место для нового провайдера ракетных запусков. Но с годами спутниковая технология сократилась и стала дешевле в цене, снизился барьер для вступления в космическую отрасль.

Все больше компаний могут позволить себе недорогое проектирование и строительство своих собственных малых спутников, или спутниковой системы, и находятся в поиске запусков, чтобы доставить свою продукцию на орбиту.

Увеличение числа собственников малых спутников является причиной появления более разносторонних потребностей, когда дело доходит до запусков. К сожалению, владельцы малых спутников обычно вынуждены иметь дело с ракетами большой грузоподъемности, чья основная задача заключается в доставке более крупного и более дорогого спутника к определенной орбите.

В случае совместных запусков у владельцев малых спутников могут возникнуть трудности с направлением их дальнейшей деятельности. В связи с этим компания Rocket Lab создала ракету Electron, предназначенную для доставки малых спутников на низкую околоземную орбиту (НОО).

Питер Бек, основатель и генеральный директор Rocket Lab, заявил, что “Rocket Lab предоставляет специализированный сервис для орбит с учетом конкретных требований заказчика. Это как разница между автобусом и такси, за исключением того, что у нашего такси стоимость услуг приемлемее, чем у автобуса”.

Компания Rocket Lab базируется в Лос-Анджелесе, но строит свою пусковую площадку и имеет производственные мощности в Новой Зеландии. В числе их других клиентов значатся НАСА и даже компания Moon Express, которая приобрела 3 запуска на Луну в попытке выиграть конкурс Google Lunar X Prize. Запуски Moon Express планируется начать в 2017 году.

Компания Spire, самый последний клиент Rocket Lab, планирует запустить группировку из 100 спутников, разработанных для обеспечения решений для морской разведки и систем метеорологического мониторинга. На рынке морской спутниковой связи спутники компании Spire могли бы стать помощниками морским правоохранительным органам, предоставляя им разведывательную информацию, поступающую в масштабе времени, близком к реальному, с любого места на Земле.

Петер Платцер, генеральный директор компании Spire, сообщил, что их спутниковая система будет в состоянии идентифицировать угнанное судно посредством маяка слежения с орбиты.

При проникновении на танкер пираты отключают его автоматический маяк и уводят танкер подальше для выгрузки украденного товара на борт. Наличие спутниковой системы слежения на танкере позволит Spire обнаружить недостающий сигнал радиомаяка в течение нескольких минут, а затем определить местоположение и отследить корабль по мере его удаления.

«В этом заключается разница между тем, когда вы полагаетесь на соседей, которые могут предупредить полицию в случае проникновения кого-либо в ваш дом, и наличием бесшумной сигнализации, сигнал с которой поступает напрямую в полицию» – объяснил Петер Платцер, генеральные директор Spire.

Платцер также рассказал, что они приняли решение осуществить полет с компанией Rocket Lab, так как она была в состоянии наиболее точно удовлетворить их потребности в отношении пуска по сравнению с альтернативными поставщиками пусковых услуг.

Платцер сказал, что «по мере изменения целей полетов, требований к орбите, запускам спутников, возникает необходимость в более дифференцированных предложениях от поставщиков пусковых услуг».
Rocket Lab, безусловно, привлекательный вариант для компаний, занимающихся выпуском малых спутников и заинтересованных в полетах к специфическим орбитам, которые будет тяжело осуществить с помощью традиционных, наиболее распространенных на рынке поставщиков пусковых услуг.

Успех компании будет зависеть от возможности сохранять свои цены конкурентоспособными и стабильного осуществления безаварийных пусков.

Компания Rocket Lab планирует расходовать на запуск своей ракеты Electron 4.9 миллиона долларов за один полет и со временем осуществлять один запуск в неделю. Это совершенно другая модель бизнеса в отличие, например, от компании SpaceX, чей Falcon 9 обошелся в 60 миллионов долларов за полет и совершил всего 6 успешных пусков в 2015 г.

Для достижения подобной стоимости и частоты полетов, Rocket Lab сосредоточила свое внимание на разработке и производстве целой ракеты у себя дома и строительстве собственного стартового комплекса.

Стоимость ракеты, однако, становится спорной, если компания по выпуску малых спутников не может быть уверена в том, что их продукт будет запущен успешно. Ближайшие несколько лет будут иметь важное значение для компании Rocket Lab, чтобы доказать, что их цели в отношении цены и частоты запусков достигнуты.

Строительство стартовой площадки в Новой Зеландии планируется завершить к концу первого квартала 2016 г. По мере завершения компания Rocket Lab начнет тестовые полеты Electron в рамках подготовки к их первым коммерческим пускам.

Перевод: [id11885446|Екатерина Шутова]



Твоим друзьям это понравится!