Частная космонавтика может развиваться и у нас

Американской космической компании SpaceX дважды удалось посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на морскую платформу.

Исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций Сколково Сергей Жуков уверен, что поверившие в стартап чиновники НАСА не прогадали.

Эта технология должна быть интересна, если будет доказана её экономическая целесообразность. В SpaceX посадили уже три ступени: одну на наземную площадку и две на морскую платформу. Насколько мне известно, еще ни одна из этих ступеней не летала вторично, поэтому небольшая осторожность в оценках возможного эффекта не будет лишней. Надо понять, сколько реально будет стоить подготовка ко второму старту, насколько надежна будет ступень во второй раз. Тем не менее, я – оптимист. Думаю, что у Маска получится, и экономика будет хорошей, даже если часть деталей придется заменить. В любом случае, создание возвращаемой ступени – это продвижение вперед. Не только для американцев, не только для SpaceX, но вообще для мировой ракетной техники. И надеюсь, что это подхлестнёт соревнование, приведёт к развитию.

В России велись свои разработки в области возвращаемых первой ступени – в крылатом исполнении («Байкал» разработки Центра имени Хруничева), с посадкой на парашюте (этим до сих пор занимается фирма «Атмосфера» Владимира Чижухина), и даже, если не ошибаюсь, с посадкой ракетным способом, как это делает SpaceX. Пока мы летаем на химических двигателях – другой альтернативы для значительного снижения стоимости вывода нет. Не думаю, что американцы в деталях станут рассказывать об экономике с возвращаемыми ступенями. Это ведь бизнес. Насколько она хороша, есть ли государственная поддержка для того, чтобы Маск смог не только вдвое снизить, а обрушить цены на рынке запусков – вряд ли мы скоро узнаем.

В том, что открытость простирается до определенного предела, я сам убедился во время посещения компании SpaceX четыре года назад. Президент компании Гвен Шотвелл встречала нашу делегацию очень гостеприимно, везде водила, но сфотографироваться разрешила только на фоне первого мемориального «Дракона». Что ж, бизнес есть бизнес. Маск вложил в проект существенно меньше денег, чем он получил в форме заказов от бюджета – прежде всего, от НАСА, но также и от Министерства обороны. В значительной степени SpaceX – это дитя НАСА. Тем американским чиновникам, которые не боялись рисковать, поддерживая космический стартап, выражаю уважение.

Если верить тому, что написано в книге о Маске, уже первая его ракета полетела с коммерческой нагрузкой Минобороны США, несмотря на то, что опыта запусков у компании вообще не было. Первые три запуска были неудачными, но они все шли с коммерческой нагрузкой. А только четвертый запуск был удачным. Выходит, что государство верило в успех стартапа и поддерживало его. Здесь важно отметить, что поддерживались и другие стартапы, просто Маск стал лучшим. Эта история – яркий пример государственно-частного партнерства, того, как государство выращивает частные компании в космонавтике.

Почему они это делают? Потому что пуски ракет производства таких гигантов, как Боинг и Локхид очень дороги, у правительства нет рычагов для заметного снижения их стоимости. Поэтому была сделана ставка на частный бизнес, и эта ставка, как показывает время, себя оправдывает. Здесь надо отметить для справедливости, что наиболее дорогостоящие нагрузки в космос все-таки выводят надежные носители указанных выше больших компаний.

Частная космонавтика может развиваться и у нас – надо только чтобы государство проявило политическую волю. И в России есть попытки создать новые носители силами стартапов – можно вспомнить инициативы сотрудников РКК «Энергия», организовавших компанию «РК Старт». Сейчас известны инициативы компании [club77636571|Лин Индастриал], создающих сверхлегкие ракеты для вывода на орбиту небольших космических аппаратов, и компании [club84243570|”КосмоКурс”], создающей технику для суборбитального туризма. Была бы государственная поддержка, таких инициатив было бы больше, я в этом не сомневаюсь.

И у американцев было немало неудач с ракетными стартапами. Было не менее десятка фирм, о которых сегодня никто не вспоминает. Зато получилось у Orbital Sciences, а теперь – у SpaceX. Видимо, скоро на рынок выйдет компания Blue Origin Джефф Безоса, есть и другие.

Сегодня из отрасли по разным причинам уходят грамотные инженеры, часть их которых вполне могла бы заняться запуском и производством инновационных ракет, была бы минимальная поддержка. Знаю не понаслышке.

speakercom.ru/o…



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *